История жизни Николая Садовникова

"Николай само спокойствие, уравновешенность.

Но там, в воздухе, он делает невозможные вещи".


Генеральный конструктор ОКБ Сухого Михаил Симонов

 

Садовников Н.Ф.

Садовников Николай Фёдорович родился 25 октября 1946 года в посёлке Лиховской Ростовской области. Отец Николая Фёдор Васильевич работал старшим нарядчиком в паровозном депо, а мама Татьяна Алексеевна занималась домашним хозяйством. Николай рано остался без отца и воспитывался одной матерью. Рос послушным ребенком. В школе учился хорошо. В детстве у Николая было два увлечения. Первое – футбол. Как он сам говорил: "Играл с утра до ночи". Второе увлечение только формировалось – авиация.

В 1964 году он окончил школу с серебряной медалью и уехал сдавать экзамены в Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков (ЕВВАУЛ). Конкурс при поступлении был большой – 15 человек на место. Но Николай успешно сдал экзамены, и в августе 1964 года стал курсантом ЕВВАУЛ. В 1966 году совершил свой первый самостоятельный полёт на L-29, затем освоил МиГ-15, МиГ-17, Су-7Б, Су-7БКЛ. В училище продолжал активно занимался спортом: занимал первые места по футболу и ручному мячу. На третьем курсе, на танцах, познакомился с преподавательницей музыкальной школы Ларисой. 30 декабря 1967 года они сыграли свадьбу, а осенью 1968-го в семье Садовниковых родился первенец – сын Андрей.

В октябре 1968 года Николай Садовников окончил Ейское училище и был направлен в один из старейших и титулованных полков Советских ВВС – 1-й Гвардейский Красногвардейский ордена Ленина дважды Краснознамённый ордена Кутузова отдельный полк истребителей-бомбардировщиков имени 50-летия СССР (1-й гв. Апиб). Этот полк входил в состав Южной группы войск (ЮГВ) и базировался на аэродроме Кунмандараш в Венгрии. В полку было три эскадрильи, две из которых летали на сверхзвуковых истребителях-бомбардировщиках Су-7БМ, а третья - на фронтовых истребителях МиГ-17-ми. Садовников сначала попал в третью эскадрилью. Летал в паре со своим другом и «однокашником» по ЕВВАУЛ – П. И. Реутовым. Их пара часто занимала первые места в эскадрилье, в полку и в воздушной армии. И, поэтому, талантливых молодых лётчиков вскоре перевели в первую эскадрилью, где летали лучшие лётчики воздушной армии.

В ноябре 1973 года Н. Ф. Садовников в звании капитана уволился из армии в запас и поступил в Школу лётчиков-испытателей (ШЛИ) Министерства авиационной промышленности. В ШЛИ со слушателями делились своим опытом легендарные советские лётчики-испытатели: С. Н. Анохин, М. Л. Галлай, М. М. Громов, В. С. Ильюшин, Г. А. Седов, А. А. Щербаков и А. В. Федотов, именем которого впоследствии была названа Школа лётчиков-испытателей. Инструктором Садовникова был замечательный человек и лётчик-испытатель, будущий космонавт А. С. Левченко. За полтора года обучения в ШЛИ слушатель осваивал 12-15 типов самолётов (выполняя на каждом типе по 5—15 полётов с отработкой элементов методики лётных испытаний).

В мае 1975 года Николай успешно окончил ШЛИ и получил направление на работу в Лётно-исследовательский институт. Вместе с Садовниковым в ЛИИ пришли его сокурсники по ШЛИ: В. К. Александров, В. В. Заболоцкий, А. П. Пугачев, Р. А.-А. Станкявичюс, В. С. Хатковский и Б. Н. Швалев. Работая в ЛИИ, Садовников освоил большое количество различных типов самолётов. По тематике института провёл ряд сложных испытательных работ на самолётах-истребителях (в том числе на МиГ-21, МиГ-23, Су-7, Су-9) и тяжёлых самолётах.

В июле 1977 года Садовников был зачислен в первую группу лётчиков-испытателей для участия в программе "Буран". Приступил к специальной подготовке в ЛИИ, но уже в конце 1977 года ушёл из группы в связи с планируемым переходом на другую работу.

В июне 1978 года в семье Садовниковых родилась дочь Ирина.

В январе 1979 года Николай Фёдорович Садовников переходит на работу в прославленное ОКБ имени П. О. Сухого. За время лётной работы в ОКБ он провёл ряд сложных испытаний самолётов Су-15, Су-17, Су-24, Су-25, Су-27, Су-27К (Су-33), при этом испытывал штурмовик Су-25 в боевых условиях Афганистана, самолёт палубного базирования Су-27К на комплексе "Нитка" (Наземном научно-исследовательском тренажере корабельной авиации) и авианосце "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов".

В 1987 году на двухместном самолёте-истребителе Су-27УБ Н. Ф. Садовников вместе с И. В. Вотинцевым осуществил сверхдальний беспосадочный перелёт с четырьмя дозаправками в воздухе по маршруту Москва - Комсомольск-на-Амуре - Москва протяженностью 13440 км за 15 часов 42 минуты.

В 1987-1988 годах Садовников на самолёте П-42 (Су-27) установил 10 мировых авиационных рекордов скороподъёмности и высоты полёта.

28 сентября 1988 года Николай Садовников катапультировался из неуправляемого и штопорящего Су-27К (Т10К-1), находясь вниз головой в условиях отрицательной перегрузки. В результате этого катапультирования он повредил позвоночник, долго лечился и был списан с лётной работы.

С 1989 года работал на наземной должности - заместителем начальника лётной службы ОКБ имени П. О. Сухого. Помогал "вставать на крыло" молодым лётчикам-испытателям.

Старший товарищ Николая Федоровича В. С. Ильюшин в свое время заметил: "Лётчик - не просто профессия, это склад души и ума. Лётчик, переставший летать, все равно не становится "бывшим". Просто он становится по тем или иным причинам не летающим сегодня. У нашей профессии нет прошедшего времени. Считаю ее вечной..."

22 июля 1994 года Николая Фёдоровича не стало. Сказались многолетние нервные перегрузки и полученные травмы.

Садовников похоронен на Островецком кладбище Раменского района Московской области. Память Николая Фёдоровича увековечена в городе Жуковском. Его имя присвоено средней школе № 8, во дворе которой сооружён бюст Героя, а на доме, где он жил, установлена мемориальная доска.



Книга Испытатель

В.И. Зубков
"Испытатель. Герой Советского Союза Николай Садовников"

Скачать книгу