КОНОНЕНКО Олег Григорьевич

Кононенко О.Г.

 

06.08.1938 – 08.02.1980

Заслуженный лётчик-испытатель СССР,
космонавт-испытатель ЛИИ
 

Родился 6 августа 1938 года в посёлке Самарское Азовского района Ростовской области. С 1950 года жил в городе Ростов-на-Дону. В 1956 году окончил Ростовский авиационный техникум и одновременно Ростовский аэроклуб. Неоднократно становился чемпионом СССР по авиамодельному спорту. В 1958 году окончил Центральную объединённую лётно-техническую школу ДОСААФ в городе Саранске.

С 1959 года по 1962 год - лётчик-инструктор Вязниковского учебного авиационного центра ДОСААФ. С 1962 года по 1965 год - лётчик-инструктор Ростовского аэроклуба. С 1965 года по 1966 год – пилот гражданского воздушного флота, командир звена в Тернопольском аэропорту.

В 1966 году окончил вертолётное отделение Школы лётчиков-испытателей (ШЛИ) и был направлен на работу лётчиком-испытателем в Лётно-исследовательский институт (ЛИИ). По тематике института провёл ряд сложных испытаний на вертолётах Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8. С 1972 года участвовал в испытаниях самолётов вертикального взлёта и посадки Як-36М и Як-38. Выполнил первым посадку Як-36М на палубу противолодочного крейсера "Киев" и взлет с коротким разбегом (ВКР) на сухопутном аэродроме.

В 1975 году без отрыва от основной работы окончил Московский авиационный институт.

Был одним из первых лётчиков-испытателей, участвовавших в программе "Спираль".

В 1977 году зачислен в первую группу лётчиков-испытателей ЛИИ (позднее – отряд космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР) для участия в космической программе "Буран". С 1979 года по 1980 год проходил общекосмическую подготовку в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина.

27 декабря 1979 года в ходе отработки ВКР с палубы тяжёлого авианесущего крейсера "Минск" в акватории Уссурийского залива был вынужден катапультироваться вместе со вторым пилотом М. Дексбахом из самолёта Як-38У, который потерпел аварию и рухнул в море из-за отказа системы поворота сопел подъёмно-маршевых двигателей (ПМД).

Погиб 8 сентября 1980 года: при взлёте самолёта Як-38 (№ 0307, борт 45) с палубы ТАВРК "Минск" при отработке методики ВКР на предельных режимах не переложились створки сопла ПМД, самолёт сошел с потерей высоты с палубы корабля, ударился колесами об ограничительный брус и, выйдя за обрез палубы, стал полого снижаться. Перед тем как затонуть, Як-38 еще около минуты шел в фонтане брызг над самой водой. Кононенко не катапультировался, до последнего пытаясь набрать высоту и спасти самолёт. После этой аварии на Як-38 провели ряд доработок, повышающих надежность системы поворота сопел ПМД, и уточнили методику ВКР.

Похоронен в городе Жуковском на Быковском мемориальном кладбище.

Награждён двумя орденами Ленина (вторым в 1980 году – посмертно), медалями.

 

К списку эскадрильи



Книга Испытатель

В.И. Зубков
"Испытатель. Герой Советского Союза Николай Садовников"

Скачать книгу