РЫБИКОВ Леонид Денисович

Рыбиков Л.Д.

 

06.08.1930 – 24.12.1976

Заслуженный лётчик-испытатель СССР
 

Родился 6 августа 1930 года в городе Смоленске. С 1945 года жил в городе Москве. Работал маляром в метро. Одновременно учился в вечерней школе и занимался в 3-ем Московском городском аэроклубе, который окончил в 1947 году. Затем поступил в авиационное училище в городе Энгельсе. Но там готовили лётчиков бомбардировочной авиации, а Рыбиков мечтал летать на истребителях. Поэтому он снова сдал экзамены и поступил в Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков, которое окончил в 1952 году и был оставлен в училище лётчиком-инструктором. В 1956-1959 годах служил в строевых частях ВВС. С 1959 года уволен в запас в связи с зачислением в Школу лётчиков-испытателей (ШЛИ).

В декабре 1960 года окончил ШЛИ и был направлен на работу лётчиком-испытателем в Лётно-исследовательский институт (ЛИИ). По тематике института провёл ряд работ на самолётах-истребителях, в том числе исследования по определению взаимодействия продольного и бокового движений на дозвуковых и сверхзвуковых скоростях, испытания по доводке двигателей на МиГ-23, испытания по сбросу фонарей на самолётах. Принимал участие в испытаниях Су-17, МиГ-25, бомбардировщика Ту-22, планера «Вега». Освоил около 50 типов самолётов. В 1966 году был назначен лётчиком-инструктором в ШЛИ.

Готовился попасть в первую группу лётчиков-испытателей ЛИИ (позднее – отряд космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР) для участия в космической программе "Буран". Но во время тренировочных парашютных прыжков сломал ногу (сдуло ветром на ангар) и не прошёл по медицинским требованиям.

Был назначен командиром одного из отрядов лётчиков-испытателей в ЛИИ.

Погиб 24 декабря 1976 года при выполнении перелёта на Су-15 с запасного аэродрома Луховицы на аэродром Раменское (ЛИИ). Самолёт через несколько минут после взлёта вывалился из низких облаков и столкнулся с землёй, лётчик катапультировался не смог. Причиной катастрофы в акте расследования была указана внезапная временная (в течение 6-10 сек) потеря лётчиком работоспособности, приведшая к прекращению управления самолётом и резкому снижению с большими углами крена. При этом большая вертикальная скорость с креном до 90 градусов и малый запас высоты не позволили лётчику после восстановления работоспособности вывести самолёт и избежать столкновения с землей. По заключению аварийной комиссии потеря Л. Рыбиковым работоспособности могла быть вызвана разрядом молнии, так как на фотоснимках экрана наземной РЛС в районе катастрофы зафиксированы электрические разряды в облаках.

Похоронен в городе Жуковском на Быковском мемориальном кладбище.

Награждён орденами Ленина, Красной Звезды, медалями.

 

К списку эскадрильи



Книга Испытатель

В.И. Зубков
"Испытатель. Герой Советского Союза Николай Садовников"

Скачать книгу