СОЛОВЬЁВ Евгений Степанович

Соловьев Е.С.

 

01.01.1931 – 07.07.1978

Герой Советского Союза,
заслуженный лётчик-испытатель СССР,
майор авиации
 

Родился 1 января 1931 года в городе Валуйки Белгородской области. В 1949 году окончил Одесскую спецшколу ВВС.

В армии с 1949 года. В 1952 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков, в котором был оставлен до 1956 года лётчиком-инструктором, и Высшую офицерскую авиационно-инструкторскую школу ВВС (в городе Грозный). С 1956 года по 1958 год служил в строевых частях ВВС. С 1958 года находится в запасе.

В 1958 году окончил Школу лётчиков-испытателей и был направлен на работу лётчиком-испытателем в Лётно-исследовательский институт (ЛИИ). По тематике института провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях.

С 1959 года работал лётчиком-испытателем в ОКБ Сухого. Участвовал в испытаниях боевых самолётов Су-7, Су-9, Су-11, Су-15, Су-17, Су-24, Су-25, Су-27 и их модификаций. Выполнил первый полёт и провёл испытания сверхзвукового истребителя-бомбардировщика Су-7Б, опытного самолёта с укороченным взлётом и посадкой Т-58ВД, истребителя-бомбардировщика Су-17М и второго лётного экземпляра сверхзвукового истребителя Т-10 (прототипа Су-27). Провёл испытания второго лётного экземпляра перехватчика Су-15, испытания по маневрированию на сверхзвуковых скоростях на Су-15, испытания по дозаправке Су-15, испытания учебно-тренировочного самолёта Су-15УМ.

В 1966 году без отрыва от испытательной работы окончил Московский авиационный институт.

Погиб 7 июля 1978 года при выполнении испытательного полёта на втором опытном экземпляре Су-27 - самолёте Т10-2, оборудованном системой дистанционного управления (СДУ). Незадолго до этого на первом экземпляре Т10-1 начались работы по испытанию аналогичной СДУ. Первые испытания СДУ провёл лётчик-испытатель В. С. Ильюшин. Он обнаружил, что на больших высотах и малых скоростях при исходном состоянии СДУ самолёт не выходил на перегрузку в заданные нормами 0.5 секунд. Процесс вывода растягивался на десятки секунд. Разработчики ввели изменения в СДУ и на интересующих режимах все нормализовалось. Однако при уменьшении высоты опять пошли отклонения от нормы. В. С. Ильюшин рассказывал: "На высоте 1000 м на скорости 1000 км/ч я почувствовал, что самолёт ведет себя непонятно. Сел и сказал инженерам, что не понял, что происходит с машиной - то ли это болтанка такая, то ли еще что, но управлять машиной надо "пальчиками" - так она чутко реагировала на отклонение ручки. Потом испытания прервались из-за тренировок для показа техники в Чкаловской, а потом я улетел на другое задание. На Су-27 полетел Е. С. Соловьёв. Он знал о моих проблемах, все было записано даже в задании. Но в полёте он двинул не "пальчиками", а рукой. Он не испугался, я уверен, но ему показалось странным что 5.5 единиц перегрузки возникли внезапно, как удар. Рефлекторно сунул ручку обратно. Машина выскочила на перегрузку -5, а на следующем движении уже развалилась..."

Для определения причин происшедшего были проведены эксперименты на спарке Су-17 с ПГО и с СДУ Су-27. Летали два лётчика-испытателя В. В. Назарян и А. А. Муравьёв из ЛИИ. Назарян из передней кабины управлял самолётом, а Муравьёв в нужный момент отключал СДУ, чтобы "раскачать" самолёт, но при этом не дать ему разрушиться. Испытателями выполнялось большое количество вариантов реализации как по ходу ручки и скорости ее отклонения, так и по скоростям и высотам. В одном из вариантов, когда с перегрузкой -3,5 нос самолёта стал отпускаться, Муравьёв попытался отключить СДУ, но система не отключилась. Хорошо, что пилоты успели прибрать тягу и уменьшить скорость, это их и спасло. Через 6 секунд провала вниз самолёт резко пошёл вверх с перегрузкой 10, потом снова вниз до -6, далее опять вверх и так несколько раз. Несмотря на то, что лётчики испытывали тяжелейшие перегрузки, они сумели совместными действиями прекратить развитие раскачки. Этот полёт доказал, что Е. С. Соловьёв не мог справиться в одиночку с возникшей аварийной ситуацией.

Похоронен в городе Жуковском на Быковском мемориальном кладбище.

Награждён орденами Ленина, Октябрьской Революции, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, медалями.

 

К списку эскадрильи



Книга Испытатель

В.И. Зубков
"Испытатель. Герой Советского Союза Николай Садовников"

Скачать книгу