CТАНКЯВИЧЮС Римантас Антанас-Антано
(лит. Stankevičius Rimantas Antanas-Antano)

Станкявичюс Р. А.-А.

 

26.07.1944 – 09.09.1990

Заслуженный лётчик-испытатель СССР,
космонавт-испытатель СССР
 

Родился 26 июля 1944 года в городе Мариямполе (Литва). В армии с 1962 года. В 1966 году окончил Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков. Служил в строевых частях ВВС. С марта 1971 года по апрель 1972 года принимал участие в боевых действиях в Египте. В 1973 году уволен в запас в связи с зачислением в Школу лётчиков-испытателей, которую окончил в 1975 году.

С мая 1975 - лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института (ЛИИ). Работая в ЛИИ, освоил 57 типов самолётов, специализировался на самолётах-истребителях. Общий налёт составил более 4 тысяч часов. В ЛИИ говорили о нём, как о выдающемся лётчике экстра класса, который летает практически на всех типах самолётов. По тематике института провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях, в том числе, испытывал Су-25 на прочность, создавая перегрузки в восемь единиц и более, работал на МиГ-29 в режиме сваливания, «учил» его выходить из штопора.

В 1977 году зачислен в первую группу лётчиков-испытателей ЛИИ (позднее – отряд космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР) для участия в космической программе "Буран". В 1980 году после окончания Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина назначен космонавтом-испытателем Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей (ОКПКИ). С 1981 года включен в группу для проведения летных испытаний первого отечественного пилотируемого транспортного корабля многоразового использования МТКК "Буран".

С сентября 1982 по май 1983 года готовился к космическому полету в составе резервного экипажа с А. Викторенко и В. Севастьяновым. Был выведен из экипажа в связи с изменением программы полетов на ДОС «Салют-7».

По планам МАП и ЛИИ Р. Станкявичюс должен был стать вторым пилотом основного экипажа первого космического полета МТКК «Буран» вместе с И.Волком. Однако по планам НПО «Энергия» он проходил подготовку в качестве командира экипажа вместе с А. Баландиным из НПО «Энергия», а с 1988 года - вместе с В. Заболотским.

В феврале 1987 года был назначен командиром отряда космонавтов ЛИИ. В августе 1988 года назначен заместителем начальника ОКПКИ. По программе "Буран" совершил более тысячи испытательных полетов. В качестве второго пилота основного экипажа БТС-002 (полноразмерном самолёте-аналоге МТКК "Буран") участвовал в: первом полёте (10.11.1985г.), первой автоматической посадке (10.12.1986), первом полностью автоматическом полёте (23.12.1986). Всего совершил на БТС-002 14 полетов. По программе подготовки к космическому полёту на "Буране" проводил отработку системы ручного управления и системы автоматической посадки на Ту-154ЛЛ и МиГ-25ЛЛ, оснащённых системой управления "Бурана". Был назначен вторым пилотом экипажа (командир И. П. Волк) МТКК "Буран" для выполнения первого пилотируемого полёта. После переформирования был назначен командиром одного из экипажей, проходивших подготовку для полётов на "Буране".

С февраля 1989 года готовился в составе экипажа по программе экспедиции посещения ОК «Мир» вместе с В. Афанасьевым и В. Севастьяновым. Однако из-за изменения планов эксплуатации станции «Мир» в сентябре в 1989 года временно прекратил подготовку к полету (впоследствии подготовка так и не была возобновлена).

В 1990 году лётчики-испытатели ЛИИ С. Н. Тресвятский и Р. А.-А. Станкявичюс на двух Су-27 участвовали в ежегодном празднике авиации в Эверетте (США). Летали вместе с авиационной группой высшего пилотажа Военно-морских сил США "Blue Angels". Во время Игр доброй воли в Сиэтле пролетали парой на Су-27 над стадионом, салютуя участникам соревнований.

После возвращения из США Р. А.-А. Станкявичус был командирован в Италию на замену лётчику-испытателю Л. Д. Лобасу, который должен был выполнять показательные полёты на международном авиационном празднике вблизи г. Сальгареды (провинция Тревизо). Но Лобас при выполнении облёта района полётов на самолёте "Альфа-Т6", которым управлял итальянский летчик М. Феррари, попал в авиакатастрофу. Итальянский пилот погиб, а Лобас получил сильные травмы и находился в больнице.

9 сентября 1990 года при выполнении показательного полёта на Су-27 (бортовой номер 14) Р. А.-А. Станкявичюс погиб.

Похоронен в городе Каунас (Литва), на Быковском мемориальном кладбище в городе Жуковском установлен мемориальный обелиск.

Награждён орденом Красной Звезды, медалями.

Одна из улиц в городе Жуковском названа именем Станкявичюса.

 

К списку эскадрильи



Книга Испытатель

В.И. Зубков
"Испытатель. Герой Советского Союза Николай Садовников"

Скачать книгу