ЩУКИН Александр Владимирович

Щукин А.В.

 

19.01.1946 – 18.08.1988

Лётчик-испытатель 1-го класса,
космонавт-испытатель СССР,
майор авиации
 

Родился 19 января 1946 года в городе Вене (Австрия) в семье военнослужащего. В связи с частыми переводами отца по службе учился в различных школах, в том числе в городах Петропавловск-Камчатский и Ленинград. В 1964 году окончил среднюю школу № 60 в городе Краснодаре. Работал слесарем-монтажником, электрослесарем. В 1966 году работал радиомехаником Краснодарского авиаотряда.

В армии с 1966 года. В 1970 году окончил Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков. С 1970 года служил строевым лётчиком в Группе советских войск в Германии. В 1976 году в звании майора вышел в запас в связи с зачислением в Школу лётчиков-испытателей (ШЛИ).

В 1977 году окончил ШЛИ и был направлен на работу лётчиком-испытателем в Лётно-исследовательский институт (ЛИИ). По тематике института провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях. Освоил более 50 типов самолётов и их модификаций. Имел налёт более 3000 часов.

В 1977 году зачислен в первую группу лётчиков-испытателей ЛИИ (позднее – отряд космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР) для участия в космической программе "Буран". В 1980 году после окончания Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина назначен космонавтом-испытателем Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей (ОКПКИ).

В 1980 году без отрыва от испытательной работы окончил Московский авиационный институт.

С 1981 года включен в группу для проведения летных испытаний первого отечественного пилотируемого транспортного корабля многоразового использования МТКК "Буран". По программе подготовки к космическому полету на МТКК «Буран» проводил отработку систем ручного управления и автоматической посадки на самолёте-лаборатории Ту-154 и МиГ-25, оснащенных системой управления «Бурана». Должен был стать вторым пилотом дублирующего экипажа для первого космического полёта МТКК «Буран» вместе с А. С. Левченко. Проходил также подготовку в качестве командира экипажа вместе с В. В. Лебедевым, а позднее с С. К. Крикалёвым. В качестве командира экипажа и второго пилота выполнил три рулёжки по ВПП и семь полётов на БТС-002 (полноразмерном самолёте-аналоге МТКК "Буран") по программе горизонтальных лётных испытаний.

С 1987 года был назначен заместителем командира отряда космонавтов-испытателей ЛИИ.

С 1 марта 1987 года проходил подготовку к кратковременному космическому полёту в составе группы. С 11 мая по 21 декабря 1987 года проходил непосредственную подготовку к краткосрочному полёту на орбитальном комплексе «Мир» в качестве космонавта-исследователя дублирующего экипажа вместе с А. А. Волковым и С. А. Емельяновым.

Погиб 18 августа 1988 года на спортивном самолёте Су-26М во время тренировочного полёта перед испытаниями на штопор. При выполнении полёта самолёт попал в перевёрнутый штопор на высоте около 1000 метров, некоторое время штопорил на спине, затем Щукин сумел вывести самолёт из перевёрнутого штопора, но Су-26М вошёл в обычный штопор, из которого лётчику выйти высоты уже не хватило.

Похоронен в городе Жуковском на Быковском мемориальном кладбище.

Награждён медалями.

 

К списку эскадрильи



Книга Испытатель

В.И. Зубков
"Испытатель. Герой Советского Союза Николай Садовников"

Скачать книгу