Рекордный самолёт П-42

 

Для рекордных полётов в ОКБ Сухого было решено использовать один из экземпляров Су-27 установочной партии – самолёт Т10-15 (05-01), прошедший полную программу отведенных для него испытаний. В связи с тем, что истребитель Су-27 тогда все еще был засекречен, на мировую арену решили его выпустить под шифром П-42. Такое название машины Генеральный конструктор М. П. Симонов позднее объяснял так: "Назвали его П-42 как дань памяти совершенному в ноябре 1942 года, великому перелому в Сталинградской битве. Тогда, при защите Волжской твердыни, советская авиация сыграла большую роль в разгроме врага".

П-42 (Т10-15)

Рекордсмен П-42

Перед выполнением зачётных полётов с самолёта сняли ненужную для его новой роли систему управления вооружением, включая РЛС и оптико-электронную прицельную систему, а также демонтировали встроенную пушечную установку, узлы подвески вооружения и проводку системы управления оружием. Кроме того, на нем провели ряд мероприятий по уменьшению взлётной массы: укоротили центральную хвостовую балку, уменьшили площадь вертикального оперения, заклинили механизацию передней и задней кромки крыла, заменили радиопрозрачный обтекатель РЛС более легким металлическим, сняли систему управления поворотными носками и флаперонами, упразднили тормозной щиток на верхней поверхности фюзеляжа и подбалочные гребни, демонтировали парашютно-тормозную установку, задний топливный бак-отсек и систему регулирования воздухозаборников, а сами панели воздухозаборников зафиксировали в оптимальном для выполнения рекордных полётов положении. С фюзеляжа самолёта также была удалена вся краска. В результате всех этих мероприятий взлётная масса П-42 была снижена до 14100 кг, что на целых две тонны меньше массы пустого Су-27.

При подготовке к выполнению рекордных полётов в баки самолёта заливали строго ограниченное количество топлива, которого хватало только для выхода на режим и выполнения посадки. Двигатели П-42 форсировали, при этом тяга каждого увеличилась более чем на 1000 кгс (в протоколе FAI указывалась тяга 2x13600 кгс, а сами двигатели имели условное название Р-32). Принятые меры позволили добиться уникальной тяговооруженности самолёта на старте (почти две единицы), благодаря чему П-42 получил возможность разгоняться и даже переходить звуковой барьер в режиме вертикального набора высоты.

П-42 на привязи Большая тяговооруженность также создала и новую проблему: тормоза не удерживали П-42 на старте - он начинал ползти по бетону еще до выхода двигателей на режим взлёта. Для решения этой проблемы решили использовать тяжёлый гусеничный тягач, к которому с помощью троса и электронного замка прицепляли самолёт. Тягач своим многотонным весом сдерживал ревущую машину от преждевременного страгивания. От реактивной струи тягач был защищён массивной бронеплитой. В момент выхода двигателей на режим взлёта, трос отцеплялся, включались кинокамеры и секундомеры, и П-42 уносился на штурм мировых рекордов.

Работы по подготовке самолёта П-42 к установлению авиационных рекордов были проведены под руководством ведущего инженера Р. Г. Мартиросова, который позднее стал главным конструктором ОКБ.

Наиболее интенсивно П-42 летал на рекорды в 1986 - 1988 годах, когда на нем было установлено более трех десятков мировых рекордов скороподъемности и высоты полёта. Летал самолёт на рекорды и позднее - в 1990 и 1993 годах. Всего на П-42 лётчиками-испытателями ОКБ Сухого был установлен 41 мировой авиационный рекорд, большинство из которых не превышены и поныне.

В настоящее время заслуженный рекордсмен П-42 находится на стоянке ЛИиДБ ОКБ Сухого в Жуковском.



Книга Испытатель

В.И. Зубков
"Испытатель. Герой Советского Союза Николай Садовников"

Скачать книгу