Особые случаи в работе Николая Садовникова

"На долю Николая Садовникова досталось самое трудное, что выпадает лётчику-испытателю.

Те, кто с ним работали, знают, какие трудные случаи выпали на его долю, как из самолёта с двумя отказавшими гидросистемами он совершил катапультирование за пределами возможного.

В Саках Николай Садовников катапультировался на высоте 150 метров. Я не говорю о других случаях, потому что сказать обо всем невозможно.

За многие тысячи часов полётов строевых лётчиков ни один из этих случаев не повторился. Они все были выявлены Садовниковым. Своей работой он сохранил жизни многих лётчиков и счастье их семей."


Генеральный конструктор ОКБ Сухого Михаил Симонов

 

В испытательной работе каждого лётчика неизбежны лётные происшествия, или, как их еще называют сами испытатели - особые случаи. Связано это и с опытно-экспериментальным характером испытываемого самолёта, его систем, и с проведением лётных испытаний для проверки самолёта и выявления его недостатков на предельных, а зачастую и на запредельных, режимах, и с тем колоссальным напряжением, которое испытывает лётчик, выдерживая такие режимы. Оказавшись в аварийной ситуации, испытатель должен в считанные секунды или даже доли секунды принять и осуществить единственно правильное решение, которое позволит не только спасти его жизнь, но и сохранить опытный самолёт.

Не избежал таких особых случаев и Николай Фёдорович Садовников. И только благодаря его хладнокровию, выдержке, мужеству, находчивости и лётному мастерству, такие полёты заканчивались благополучно. Вот некоторые из таких случаев:


1968 год. 4-й курс ЕВВАУЛ.Во время тренировочного полёта на Су-7БКЛ при заходе на посадку вывалились тормозные парашюты. Садовников сумел выводом двигателя на максимальные обороты прекратил резкое падение скорости и произвел успешную посадку. Сложность этого происшествия заключается в том, что оно было самым первым в биографии Николая, а сам он только начинал постигать азы лётного мастерства. Но уже тогда сумел сохранить спокойствие, грамотно оценить ситуацию и принять решение, которое спасло новейший для того времени истребитель. Через несколько лет подобный случай произошел в одной из строевых частей, но там лётчик не сумел справиться с аналогичной ситуацией и был вынужден катапультироваться.


1977 год. ЛИИ.Во время посадки на двухместном МиГ-23УБ, которую выполнял из передней кабины другой лётчик - командир экипажа, началось "прогрессирующее козление" самолёта. Находящийся в задней кабине второй член экипажа Николай Садовников, поняв, что после следующего прыжка самолёт опрокинется, моментально выпустил тормозной парашют, который не дал самолету перевернуться. Благодаря быстрым и правильным действиям Садовникова оба лётчика остались живы.


1983 год. ОКБ Сухого.При отработке систем управления самолёта Су-27 (машина Т10-17) на больших скоростях на малых высотах у самолёта разрушилась большая часть консоли левого крыла, при этом обломки конструкции повредили вертикальное оперение. Только благодаря большому мастерству Николая Фёдоровича полёт завершился благополучно. Он сумел взять под контроль поврежденный самолёт и посадить его на аэродром.


1984 год. ОКБ Сухого.При выполнении очередного испытательного полёта на самолёте СУ-27К (машина Т10-25) произошло разрушение трубопровода гидросистемы управления рулями направления, в результате которого вышли из строя обе гидросистемы, самолёт потерял управление и перевернулся. Поняв, что самолёт окончательно вышел из повиновения, Садовников катапультировался на высоте 1000 м из перевернутого состояния с отрицательной перегрузкой.


1988 год. ОКБ Сухого. При выполнении одного из зачётных полётов рекордный самолёт П-42 (машина Т10-15), идущий вертикально со скоростью ракеты, при выходе в наивысшую точку на 15 тысячах метров неожиданно с вертикали перевернулся на спину, двигатели остановились, и самолёт вошёл в перевернутый штопор. Николай Фёдорович пытался привести самолёт в нормальное положение и запустить двигатели, но самолёт продолжал падать как лист. Вдруг неожиданно двигатели запустились и лётчик сумел взять под контроль самолёт. Этот случай вполне мог закончиться потерей самолёта, но благодаря хладнокровию и опыту Николая Фёдоровича все обошлось благополучно.


1988 год. ОКБ Сухого.При выполнении испытательного полёта на самолёте Су-27К (машина Т10К-1) с имитацией отказа работы гидросистемы при работе двигателей в разнотяговом режиме, самолёт самопроизвольно начал кабрирование, перевернулся и вошел в штопор. Убедившись, что машина окончательно перестала управляться, Н. Ф. Садовников катапультировался на высоте 150 метров. В результате этого катапультирования он получил травму позвоночника, долго лечился и больше вернуться к испытательной работе не смог.



Книга Испытатель

В.И. Зубков
"Испытатель. Герой Советского Союза Николай Садовников"

Скачать книгу