Аварийная ситуация на МиГ-23УБ

 

В одном из своих немногочисленных интервью Николай Фёдорович сказал: "Никаких особых случаев в ЛИИ у меня не было. За исключением того, что пришлось погореть немножко". Думается, Садовников употребил слово "немножко", потому что не считал это лётное происшествие каким-то уж значительным. Тем не менее, благодаря своим своевременным действиям, Садовников спас не только свою жизнь, но и жизнь другого лётчика. В тот день Николай Фёдорович вылетел на двухместном МиГ-23УБ. Командиром самолёта был опытный лётчик-испытатель, много лет уже работавший в ЛИИ. Садовников находился в задней кабине, и задач, по его словам, у него не было: "летел за мешок". Полёт уже завершался, и самолёт совершал посадку. Николай, ожидая привычной тряски несущегося по плитам аэродрома самолёта, расстегнул шлем, как вдруг МиГ ударился о землю, подпрыгнул метров на 10, клюнул носом, снова ударился и опять подпрыгнул. В авиации такое поведение самолёта называется "прогрессирующее козление", в результате которого возрастает амплитуда подскоков и резко падает горизонтальная скорость, что обычно приводит к аварии самолёта. Садовников, поняв, что после следующего прыжка самолёт опрокинется, схватился сначала было за держки катапульты, но в самый последний момент сработало укоренившееся правило испытателя, ставшее инстинктом: "Не покидай исправную машину", и он из задней кабины выпустил тормозной парашют. Самолёт словно схватили за хвост.

- Если бы еще одно касание – то на спину бы легли, и аут, - рассказывал Николай Фёдорович. - А так – парашют нас тормознул, мы плюхнулись на бетон, носовая стойка отлетела, и самолёт загорелся. Выскочили, отбежали, все нормально. Отлежались в больнице. Меня выписали через три дня. А командира еще оставили – он надышался какой-то гадости, когда провода начали гореть. После того происшествия он еще долго летал, но на тяжёлых самолётах.

Причиной этого лётного происшествия, по мнению Садовникова, послужила совокупность нескольких причин: была перекачена передняя стойка, амортизаторы не сработали должным образом, и самолёт при посадке попал на трамплинчик, который был на взлётно-посадочной полосе.

Конечно можно говорить, что считать благополучно завершившимся такой случай можно с натяжкой, ведь в результате этой аварии, командир больше не смог летать на истребителях, да и сама машина была повреждена. Но с другой стороны, благодаря правильным действиям Садовникова, оба лётчика остались живы, и в этом смысле командиру повезло, что во второй кабине оказался Садовников.

Один из коллег Николая Фёдоровича во время обсуждения этого случая сказал: "Коля ко всем полётам относился очень серьезно, и что бы он ни говорил о себе, на самом деле Садовников никогда не летал за "мешок", а всегда был полноценным участником работы. И этот случай лишнее тому подтверждение".

 

К перечню случаев



Книга Испытатель

В.И. Зубков
"Испытатель. Герой Советского Союза Николай Садовников"

Скачать книгу