Первое катапультирование и первая потеря самолёта

 

В 1984 году в г. Саки начался новый этап лётных исследований и испытаний самолёта корабельного базирования СУ-27К (Су-33). Испытания по отработке элементов конструкции и технических средств проводились на самолёте Т10-25 (бортовой № 25), модернизированном варианте серийного СУ-27. Машина получила усиленное шасси, выпускаемый посадочный гак и чуть измененное управление. На ней уже можно было имитировать посадку на палубу. На этом самолёте 25 сентября 1984 года Николай Фёдорович выполнил первый взлёт с нового трамплина. На нём же В. Г. Пугачев и Н. Ф. Садовников сделали в рамках испытаний 160 заходов на посадку без выравнивания с касанием блока посадочных аэрофинишёров и уходом на второй круг. К сожалению, 11 ноября 1984 года в Ахтубинске во время выполнения Николаем Садовниковым очередного испытательного полёта лётная "жизнь" Т10-25 оборвалась.

Т10-25

Т10-25 (борт 25)

Вот что рассказывает об этом В. Г. Пугачев:

- Отработали мы в Саках очередной этап, и осенью на корабельной машине Т10-25, на которой мы летали в Крыму, Коля полетел в Ахтубу. Вообще-то он собирался в отпуск, а лететь на Волгу должен был я, но у меня вышел срок медицинского переосвидетельствования, и чтобы пройти его, мне нужно было десять дней пролежать в стационаре. Я его не уговаривал, он сам предложил слетать в Ахтубу вместо меня, а я должен был сменить его, как только освобожусь. Во Владимировке все было готово, и начали достаточно быстро двигаться по программе, которая предусматривали полёты на сумасшедших скоростях. Каждый день он мне звонил и спрашивал: скоро ли я? Комиссия близилась к концу и, видя, что он торопится, я предложил ему возвращаться, поскольку через пару дней мог уже вылетать. Он сказал, что дождется меня там. 10 ноября 1984 года я попрощался с врачами, на следующий день приехал уже на аэродром, откуда должен был отправляться Як-40, но мне сообщили, что Коля катапультировался и лететь мне незачем.

Позже выяснилось, что вышли из строя обе гидросистемы, самолёт потерял управление и перевернулся. Коля быстро понял, что самолёт окончательно вышел из повиновения и катапультировался из перевернутого состояния с отрицательной перегрузкой. Вот когда ему пригодилась привычка бескомпромиссно притягиваться ремнями.

В акте аварийной комиссии указано, что авария произошла из-за разрушения трубопровода гидросистемы управления рулями направления. Николай Фёдорович переживал это лётное происшествие. Хотя его действия аварийной комиссией были признаны безупречными, и авария произошла не по его вине, все же это была первая потеря самолёта за много лет лётной работы.

Несмотря на то, что катапультирование для здоровья Николая Фёдоровича не прошло бесследно, он продолжил свою лётно-испытательную работу.

 

К перечню случаев



Книга Испытатель

В.И. Зубков
"Испытатель. Герой Советского Союза Николай Садовников"

Скачать книгу