Первое лётное происшествие

 

На четвёртом году обучения курсанты осваивали сверхзвуковые фронтовые истребители Су-7. Николаю Садовникову, как одному из лучших курсантов, было решено предоставить возможность полетать на его версии Су-7БКЛ, оптимизированной для действия с неподготовленных лётных полей. Этот новейший самолёт лишь только три года как стал поступать в войска, и то в основном, в передовые части - авиасоединения, базировавшиеся за границей, которым предстояло первыми принять удар вероятного противника. Для Николая возможность полетать на таком самолёте была как награда. И так случилось, что именно на этом самолёте он пережил свое первое лётное происшествие.

Су-7БКЛ

Су-7БКЛ с тормозными парашютами

Вот как рассказывал об этом эпизоде сам Садовников:

- У меня в училище был первый в жизни особый случай. Захожу на посадку на Су-7БКЛ, высота 500 метров, скорость 750 километров час, вдруг сзади что-то хлопнуло, и началась тряска. Я ведь мальчишкой был, и сразу ничего не понял, но вижу, скорость падает - уже 500, я прибавил обороты, вижу, обороты в порядке, значит - не двигатель. Ощущение словно меня кто-то за хвост поддергивает, а самолёт летит. Доложил, как положено, на командно-диспетчерский пункт. Руководитель полёта спросил, что я сам думаю по этому поводу. Тут меня осенило, и я ответил, что, похоже, у меня парашюты выпали. Неподалеку заходил на посадку еще один истребитель, пилот которого услышал наши переговоры и доложил на КДП: "За ним парашют торчит". Руководитель полета командует: "Сбрось!" Нажимаю кнопку сброса, а парашютная система не сбрасываются. Мне бы нажать кнопку выпуска парашютов, а я подумал: зачем? – ведь парашюты уже выпущены. Доложил.

РП в ответ:

- Заходи, садись! Сможешь?

- Попробую…

Но пока разбирался со своим "парусом", проскочил начало взлётно-посадочной полосы. Пришлось делать круг. Зашёл я на грунтовую полосу почти на максимальной посадочной скорости и сел с парашютами. Они так и не отстегнулись, лишь обуглились. Как позже выяснилось, все-таки нужно было нажать на кнопку выпуска парашюта, и тогда бы он отцепился. Но я не догадался, а на земле тоже растерялись. Но сел. Значит все нормально.

Когда Садовников после полёта докладывал о происшествии, замкомэска спросил:

- Если бы скорость продолжала падать, что бы ты сделал?

- Форсаж бы включил, - ответил Николай.

- Верно! Молодец! Я тебя оставляю в училище инструктором.

 

К перечню случаев



Книга Испытатель

В.И. Зубков
"Испытатель. Герой Советского Союза Николай Садовников"

Скачать книгу